19 Апреля, 2024 Пятница

И ткет, забыв про все, рука

  • 07 марта 2018 Общество Русский 0

    На Минском камвольном комбинате меня сразу поправили: ткачиху на самом деле следует называть… ткачом. Так правильно звучит название профессии

    Ткачество, как известно, одно из древнейших ремесел. Оно зародилось практически одно­временно с умением добыть огонь и строительством первых укрытий. Возможно, поэтому профессия считается исконно женской: пока мужчины охотились, женщины поддерживали огонь в очаге и ткали. Кстати, и у Гомера любимым занятием богинь был именно этот вид рукоделия.

    В трудовой книжке Анны Ермак только одна запись — принята на работу ткачом 5-го разряда на Минский камвольный комбинат. И ни разу, несмотря на различные перипетии, что происходили на предприятии за последние почти 50 лет, не возникало желания поменять специальность. Потому что, как говорит Анна Евгеньевна, именно о профессии ткача она мечтала с самого детства. Соседка в деревне в то время работала на оршанском льнокомбинате, о котором так увлекательно рассказывала местным девчатам, что у Анны сомнений не было — она тоже станет ткачом. По окончании Минского профтехучилища текстильщиков девушка получила сразу высший, 5-й разряд и осталась на камвольном комбинате.

    Основная задача ткачей — маршрутное обслуживание ткацких станков. Это означает, что на протяжении всей смены женщины постоянно находятся в движении. Специалист может обслуживать сразу несколько станков. Анна Евгеньевна одновременно работала на 24! Заметив мои округлившиеся глаза, собеседница смеется:

    — Поверьте, это совсем не сложно, главное — сноровка. Когда обрывается нить, мы ее завязываем в узелок, следим, чтобы не получился брак. Нужно вовремя направлять нити, регулировать их натяжение. Наверное, помогают и опыт, и отношение к труду.

    Сегодня на камвольном комбинате установлены умные станки, ими управляют компьютеры, но без ловких рук ткачих все же не обойтись. Вспоминая годы работы на старом производстве, еще до модернизации, Анна Евгеньевна рассказывает:

    — Условия, в которых мы трудимся сегодня, не идут ни в какое сравнение с прежними. Посмотрите, какой у нас цех! Светло, просторно, тепло. А ведь раньше мы здесь мерзли, несмотря на то что целую смену бегали между станками.

    Увеличилась и линийка продукции: прежде работали только с четырьмя цветами. Выпускали ткани в основном специального назначения — для армии, милиции и так далее. Сейчас — семь цветов. Появились совсем другие артикулы, качество высочайшее. Самим приятно глядеть на такую красоту. Да и заказы пошли — комбинат функционирует в три смены, а иногда приходится и в выходные трудиться. Когда есть занятие, это очень хорошо, душа радуется.

    Рядом с Анной Евгеньевной работают много молодых девчат, выпускниц профильных колледжей. И хотя молодежи сейчас намного проще осваивать новые компьютеризованные станки, поучиться у мастерицы им все же есть чему. И прежде всего отношению к своему делу. Мастер не скрывает, что ее работа не из легких. Но где сего­дня легко? Да, ткачу необходимо иметь хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. Требуется физическая вынос­ливость. Ткацкий цех — очень шумное место, даже несмотря на современное оборудование. И хотя официально Анна Ермак не числится наставником, ее подсказки, советы, а иногда и прак­тическая помощь ценятся молодыми специалистами. И не было случая, чтобы кому-то не помогла, не подсказала или не научила.

    — Такой у меня характер. Когда-то и я была молодой, многого не умела, не понимала. Но на комбинате всегда были чуткие, отзывчивые и доброжелательные мастера. То, что я сегодня могу делать, достигнуто в том числе и благодаря им. Поэтому стараюсь передать молодым все, что знаю сама.

    Примеру Анны Евгеньевны последовала и ее дочь Людмила. Зная о всех тонкостях профессии ткача не понаслышке, она пошла по стопам матери и также гордится своей работой.

    Автор: Ирина РЖЕУССКАЯВечерний Минск

Комментарии (0)