Школа находится в тихом центре столицы на улице Краснозвездной. Неподалеку под сенью многолетних деревьев расположен один из старейших в городе православных храмов — церковь Александра Невского. Дважды в день, утром и вечером, по округе разносится колокольный звон. Его еще называют молитвой без слов — благовест очищает и наполняет душу теплом. А еще напоминает: все мы живем под Богом.
С благовеста начинается день школьников и их учителей. Одни воспринимают его на слух, другие чувствуют сердцем.
Школа № 91 открылась в 1963 году. Поначалу в ней учились ребята из расположенных неподалеку домов, в 1980-м в школе появились первые классы для детей с нарушением слуха.
Егор — первоклассник. Мальчик не слышит с рождения, но это обстоятельство не мешает ему учиться. Помимо общеобразовательных предметов, как и другие учащиеся с нарушением слуха, посещает индивидуальные занятия по развитию устной и письменной речи и слуховому восприятию. Наблюдаю, как он без труда указывает на нужные карточки с изображением птиц. Педагог начальных классов Галина Гродникова хвалит Егора: все у него получается.
Галина Владимировна пришла в школу вместе с дочкой Ириной.
— Окончив акушерское отделение медицинского колледжа в Мозыре, поступила на физмат Мозырского педуниверситета, — вспоминает она. — Вскоре родилась Ирочка, а позднее мы узнали, что дочь не слышит.
В школе учатся более 400 девчонок и мальчишек. Созданы уголки белорусской культуры, олимпийской славы, памяти национального героя Кубы Хосе Марти. Здесь открыт единственный в Беларуси специализированный класс, в котором учатся юные каратисты.
Чтобы помочь малышке, Галина перевелась в БГПУ имени М. Танка на факультет сурдопедагогики. Каждый день занималась с крохой, использовала новые методики. В небольшом городе, где жила семья, не было специализированных учреждений для детей с нарушениями слуха, поэтому в сад Ирочка пошла в Минске: переехали в столицу ради ребенка.
— Выбирая школу для дочки, пришла и в 91-ю, — вспоминает педагог. — Услышала детские голоса и сразу поняла: будем учиться здесь.
Ира выросла, с золотой медалью окончила школу. Сейчас работает бухгалтером, заочно учится в БГЭУ, водит автомобиль.
Педагогов, которые ради детей отважились на переезд, в школе несколько. Многие отмечают, что в учебном заведении царит теплая, почти семейная атмосфера.
— Школа наша небольшая: всего 26 классов, из них 11 — для детей с нарушением слуха и 3 — интегрированного обучения и воспитания, — говорит ее директор Татьяна Мадудина. — Почему так много? Срабатывает сарафанное радио. Глядя в глаза мам и пап, как откажешь? В своих деток они вкладывают душу…
Не в укор другим, педагоги отмечают: родители детей с нарушением слуха более ответственно подходят к воспитанию.
— Среди учащихся много утративших слух после перенесенных отита, менингита, приема антибиотиков, травмы, — продолжает Татьяна Ивановна. — Диагноз ребенка становится серьезным испытанием для родителей. Он меняет отношение к жизни и по-новому расставляет приоритеты.
Вокальный ансамбль «Школьные годы», танцевальный «Солнышко», студия «Домашний уют»… В школе нет разделения детей на обычных и особенных. Все занимаются в кружках, выступают на школьных концертах, играют в футбол и бегают на переменах. Начиная день с колокольного звона, учатся и познают окружающий мир вместе.
Комментарии (0)