25 Апреля, 2024 Четверг

Что важнее: бежать или стрелять? Старший тренер Гомельской области о развитии биатлона в регионе

  • 13 июля 2017 Спорт Русский 0

    Десять лет назад в Гомельской детско-юношеской спортивной школе №6 открылась секция биатлона. Тогда всерьёз поговаривали, что наш город может стать кузницей кадров для главной команды страны по популярному виду спорта. Удалось ли реализовать намеченные планы и какие проблемы стоят сегодня перед молодыми биатлонистами? Что вообще может дать биатлон ребёнку? Об этом наш разговор со старшим тренером Гомельской области по биатлону, старшим тренером отделения биатлона ДЮСШ-6 Валентиной Лаврентиковой.

    – Валентина Николаевна, для начала расскажите, как вы сами пришли в биатлон?

    – Во многом по воле случая. Я родилась в Беларуси, но долгое время жила в Казахстане. Там занималась лыжным спортом – в заснеженной северо-казахской степи было где разбежаться. Летом занималась лёгкой атлетикой, бегом. В восьмом классе вернулась в Гомель и стала учиться в престижной тогда средней школе №21. Учитель физкультуры первым делом спросил: «На лыжах катаешься?». Ещё бы! Буквально через несколько дней я оказалась в секции… велоспорта.

    Ничего удивительного, в те времена в детских спортивных секциях не было узкой специализации, тренеры старались максимально разносторонне развить наши физические данные. Поэтому велогонщики зимой вполне успешно становились лыжниками, пловцы могли выступать за свои школы на соревнованиях по лёгкой атлетике. Так что с началом зимы мы убирали велосипеды, становились на лыжи и наматывали круги в районе Якубовки. Тем не менее велосипедным спортом я занимался серьёзно, выступала на первенстве СССР – и на треке, и на шоссе.

    Закончилось всё неожиданно. Мы приехали на предолимпийский сбор в 1980 году, и от руководства родного спортивного общества «Динамо» узнали, что всё внимание тренеров решено сосредоточить на подготовке мужской команды к Олимпиаде-80. Мы, что называется, остались не у дел. Официально, конечно, не распустили, но работать с нами перестали вообще. Обидно было до слёз: мне, двадцатилетней девчонке, члену сборной республики, которая рисовала в мечтах такие перспективы, вдруг чуть ли не в открытую сказали: ты больше не нужна.

    Пришлось устраиваться на «ЗИП» в прессовый цех и одновременно поступать на заочное отделение нашего университета. Без особого желания, во многом за компанию. Первое время я и училась-то без интереса. Ну не видела я себя ни учителем физкультуры, ни тем более тренером.

    Только на втором курсе появился интерес к будущей профессии. К тому времени я уже работала в ФСО «Динамо», входила в сборную области по лыжному спорту. Как и полагается, в «Динамо» меня приобщили к военно-прикладным видам спорта, особенно к стрельбе и спортивному ориентированию. Последний вид был незаменим летом, когда надо было «набегать» километры. До сих пор помню, как во время республиканских соревнований по лыжам сборная наших гомельских лыжников заняла второе место. Тогда легендарная Светлана Парамыгина подошла и сказала: «Дайте-ка рассмотрю вас поближе». Она поверить не могла, что лыжники из самого южного региона республики показали такой результат. Параллельно и наши биатлонисты стали побеждать всё чаще.

    После окончания университета я серьёзно занялась многоборьем. По сути, это тот же биатлон, только летний. Стала мастером спорта, неоднократно выступала на первенстве СССР, становилась призёром чемпионатов мира и Европы.

    К сожалению, в 90-е годы развитие спорта в стране было приостановлено. Часть высококлассных спортсменов ушла в военно-прикладные виды спорта, где ещё что-то бегало, стреляло и двигалось. Другие выбрали коммерческую стезю.

    Но нашлись в начале «нулевых» два человека, тренер ДОСААФ Жаворонков и Зайченко, которые решили заняться развитием биатлона в области. Я тогда работала в машиностроительном техникуме. Они предложили мне взять небольшую группу ребят для подготовки биатлонистов. Было это, если не ошибаюсь, в 2005 году.

    – Подозреваю, что на первых порах пришлось нелегко.

    – Кроме винтовок у нас не было ничего, даже патронов к ним. О лыжах уже не говорю – доставала всё, что могла, по знакомым. Даже кирзовым лыжным ботинкам радовалась. Другое дело, что поддержка оказывалась не только на местном, но и на самом высоком уровне. Я даже письменное указание Президента о развитии летнего биатлона в южных районах Республики Беларусь видела. Два года мы с несколькими ребятами из секции ездили в Раубичи на республиканские соревнования по летнему биатлону. Звёзд с неба не хватали, но результаты показывали достойные. Да и прогресс от соревнований к соревнованиям был налицо. Позже нас пригласили поучаствовать в зимних гонках. Для чего белорусская федерация биатлона помогла со снаряжением. Мы получили очень неплохие лыжи, ботинки, палки. Одновременно в нашей школе открылось биатлонное отделение, которое мне предложили возглавить. Первой же зимой приняли участие в республиканских соревнованиях по биатлону.

    – Но почему именно Гомель? У нас что, такие победные традиции в этом виде спорта?

    – Чисто в биатлоне, смею надеяться, они только закладываются. А вот лыжники наши славились ещё с советских времён. И не только гомельские: очень сильные команды всегда были в Светлогорске, Речице, Жлобине. Благодаря помощи местных индустриальных гигантов тамошние спортсмены порой выступали на таких лыжах, о которых члены национальной сборной даже не мечтали. Сильны лыжники были в Рогачёве, Лоеве, Лельчицах. Многих из них приглашали для участия в сборной СССР не только по лыжам, но и по биатлону. Хотя с последним, не скрою, дела обстояли несколько хуже. Всё-таки там лыжники стреляющие, им помимо хороших лыж необходимо было и хорошее оружие. А вот с ним были проблемы.

    – Всегда хотел узнать мнение специалиста: что в биатлоне главное – лыжи или стрельба?

    – В идеале, безусловно, важно всё. Но так бывает редко. Я скажу так: в былые времена в биатлон нередко приходили чистые лыжники. Стрельба у многих из них была неровная, всё-таки непрофильный вид спорта. Мишени тогда в основном были бумажные, судьи приносили их из специального блиндажа. Не стану говорить о подтасовках, но то, что некоторым результаты стрельбы «подтягивали» или наоборот – это факт. Сама столкнулась с подобным, когда мне не позволили выполнить норматив мастера спорта по биатлону. Сейчас условия абсолютно другие. Да, физическая подготовка спортсменов, их выносливость и умение концентрироваться по-прежнему важны. Но не меньшую, если не большую роль играет качество лыж, правильно выбранная смазка, вес и точность боя оружия. Как результат – «чистые» лыжники в биатлон приходят всё реже. Скорее, наоборот.

    Именно стрельбой славится наш регион. С нашими биатлонистами работает старший тренер национальной сборной Беларуси по пулевой стрельбе. Наши ребята, приезжая в Новополоцкое училище олимпийского резерва, куда мы передаём наиболее перспективных спортсменов, в некоторой степени уступая в лыже-роллерной подготовке, берут великолепной стрельбой. Потому что хорошая стрелковая база закладывается с детства, взрослого, сформировавшегося человека сложно научить меткой стрельбе.

    К нам приходят ребята с девятилетнего возраста. Начинаем мы занятия с обыкновенной стандартной стрельбы: не торопясь, с чувством, толком, расстановкой. Тут надо учитывать, что в таком возрасте детки на биологическом уровне отторгают однообразие. Наша задача, как тренеров, в том и состоит, чтобы сделать каждое занятие максимально интересным, неповторимым и эффективным. К сожалению, когда они уходят от нас, с ними работают другие тренеры. Для которых первостепенен результат. Тогда стрелковой подготовке уделяется недостаточно внимания, главное – бежать. Порой случается так, что даже если ребёнок приобрёл у нас какие-то навыки меткой стрельбы, то «на большом пульсе» он просто не в состоянии ими воспользоваться. Увы, это проблема.

    Недавно мы участвовали в соревнованиях в Жлобине. Дул сильный ветер, и наша участница, как и учили, отстреляла «пневматику» с выносом точки прицеливания. Другие ребята этого не сделали, потому что никто их этому не учил.

    – Но ведь по телевизору часто можно видеть, как биатлонисты перед стрельбой поправляют прицел.

    – И сколько драгоценных секунд на эти щелчки уходит? А ведь порой достаточно всего лишь взять правильное упреждение. Но кто этому в полной степени сегодня обучен?

    – А отбор на ваше отделение жёсткий?

    – Если нет медицинских противопоказаний, то мы принимаем любого. Никто меня не переубедит, что из любого ребёнка можно сделать если не великого спортсмена, то здорового, сильного духом и телом человека. И чем раньше начнёшь с ним работать, тем лучше. Сегодня ж дети с трёх лет в планшетах и телефонах «сидят». Как их от этого оторвать? Только занятиями спортом, причём с самого раннего возраста. Я убеждена, что возраст начала занятий биатлоном (9 лет) уже пора снижать.

    Сегодня в нашей секции занимаются более 60 человек, они сформированы в группы начальной физподготовки и учебно-тренировочные. Согласна, это не так много, как хотелось бы. Этому есть объяснения объективного характера. Например, набираем мы ребят преимущественно из близлежащих школ Советского района, из других районов города ездят мало. Всё-таки биатлон у нас не столь популярен, как хоккей, чтобы везти ребёнка через весь город на занятия. К тому же нельзя забывать и о профильных классах, и о других видах спорта, представители которых всячески стараются привлечь школьников в свои секции.

    – Какие вы видите плюсы в занятиях биатлоном?

    – Сплошные! Например, наши тренировки и соревнования всегда проводятся на свежем воздухе, преимущественно за городом. Для здоровья современных городских ребят это огромный плюс. Биатлон, как и некоторые другие виды спорта, где приходится чередовать вид деятельности, помогает выработать у ребёнка силу физическую и моральную. Поверьте, не так просто, пробежав часть дистанции, стрелять, сбивая дыхание, и вновь уходить на трассу. Это воспитание силы воли, выносливости, умения работать через «не могу». Я не знаю людей, которым бы эти качества не пригодились в жизни. И потом, это просто интересно и очень красиво.

    – Так, может, дело в стоимости снаряжения? Лыжи, сами говорили, нужны не абы какие, ботинки тоже, другая экипировка. Всё это недёшево.

    – Всем, что необходимо ребёнку для занятий биатлоном на начальном этапе, мы обеспечиваем бесплатно. Давно в прошлом времена, когда я искала, где что можно. Сегодня у нас хватает и вполне приличных лыж на разные возрасты, и ботинок различных размеров. Достаточно оружия и патронов. Даже две лазерные винтовки есть, чтобы отрабатывать навыки стрельбы вне тира. Хотелось бы, конечно, иметь собственную круглогодичную лыжероллерную трассу со стрельбищем и прочими необходимыми элементами. Но это уже не от нас зависит. Мы же, как и положено спортсменам, привыкли не жаловаться, а преодолевать трудности. Недавно, к слову, договорились с картинг-клубом, расположенным на Сельмаше, что будем проводить летние тренировки на их треке. Главное, искать не причины, а возможности, тогда и результат будет. Нам уже есть чем гордиться. Двое наших воспитанников – Илья Пинчук и Кирилл Белайчук – входят в состав национальной сборной страны по биатлону. Ещё трое откомандированы в специальную экспериментальную группу при Новополоцком училище олимпийского резерва. Отбор туда был жёсткий, отобрали всего 12 человек со всей республики. Четверть из них – наши воспитанники.

    Автор: Александр Евсеенко, фото Марии АмелинойСоветский район

Комментарии (0)